Почему Запад не понимает Китай?

Разгром Huawei показывает, как предубеждение все еще формирует представление западных людей о Народной Республике

Из всех банальностей, связанных с Китаем в последнее время, одно из наиболее поверхностных, безусловно, должно заключаться в том, что «главная цель Коммунистической партии Китая (КПК)… состоит в том, чтобы остаться у власти». Возможно, те, кто делает такие заявления, должны попытаться указать на западное заведение, которое не разделяет эту цель.

Китай возобновил закупки иранской нефти, нарушая санкции Трампа

Ирония в том, что те, кто критикует отсутствие лояльности, демонстрирующееся в результате утечки решения обычно секретного Совета национальной безопасности Великобритании о разрешении китайскому телекоммуникационному гиганту Huawei поставлять технологии 5G в Великобританию, похоже, жаждут точно связного Централизованный и конфиденциальный способ принятия решений приписывается китайскому государству.

Но обобщения о китайской политике и обществе трудно выдержать. Китай настолько огромен, что известная поговорка экономиста из Кембриджа Джоан Робинсон: «Что бы вы ни говорили по поводу Индии, верно и обратное», несомненно, относится и к Китаю. Робинсон также отметил, что «страдания от эксплуатации со стороны капиталистов ничто по сравнению с страданием от того, что их вообще не эксплуатируют» — урок, который правящий китайский класс неявно принял на себя, когда в конце 1970-х и 1980-х он перенес свой Исходя из крестьян и направляясь к рынку, шаг оправдывался во имя « социализма с китайскими характеристиками ».

Учитывая эту ориентацию на рынок, было бы ошибочным начинать любой анализ политики Пекина или дебатов Huawei с утверждений о корнях коммунистической партии Китая в Марксистско-ленинская идеология. Мир сильно изменился с 1917, 1949 или даже 1978 года.

Жители Прибалтики радуются бесчинствам натовских солдат

В самом деле, учитывая постоянную болтовню о силах и воздействии глобализации , можно было бы предположить, что аналитики-лидеры наверняка догнали бы и заметили, в какой степени их заветные модели Китая также могут измениться. Тем не менее, когда Запад рассматривает Китай, кажется, что он не замечает очевидного — наше понимание Китая определяется не только природой Китая сегодня, но и природой Запада.

Например, уверенный и целеустремленный Запад увидит Китай совершенно иначе, чем Запад, который неуверен, сбит с толку или не имеет направления. Может показаться, что Китай является источником возможностей, а не постоянной угрозой. Правда — как и во многих вещах — будет лежать где-то посередине. Перед тем, как взглянуть на Китай, важно понять, как много изменилось в наших западных дворах за последние десятилетия.

Кто отвечает?

Апокрифическая фраза, приписываемая бывшему госсекретарю США realpolitik Генри Киссинджеру: « Кому я позвоню, если захочу поговорить с Европой? «- содержал важную правду. Благодаря своим институциональным механизмам, то, что должно было стать Европейским союзом (с пятью президентами, Советом, Комиссией, Парламентом, министрами финансов Центрального банка и Еврозоны), не смогло выступить с единым голосом и, соответственно, не смогло последовательно влиться в международный домен.

Китай не будет обсуждать ядерное разоружение

Столы перевернулись десять лет назад, когда Европейский союз назначил своего первого руководителя по иностранным делам и политике безопасности, неизбранного британского политика Кэтрин Эштон. Но когда тогдашний президент США Барак Обама захотел обсудить то, что действительно имело значение в европейских делах в то время, например, долговой кризис евро, он обратился не к ЕС, а к национальным лидерам , таким как канцлер Германии и президент Франции.

Совсем недавно, после избрания Дональда Трампа президентом США, внешнеполитическое ведомство Вашингтона, похоже, тоже стало менее уверенным и последовательным, в то время как пост госсекретаря, похоже, все чаще приходит с вращающейся дверью . Наконец, чиновники ЕС смогли перевернуть шутку и спросить, с кем им следует разговаривать, когда они хотят поговорить с США.

Эта форма политической несогласованности в настоящее время практически универсальна. Например, кто говорит за Великобританию? Тереза ​​Мэй , уходящий в отставку премьер-министр Великобритании, не только боролась со своим кабинетом, но и утратила контроль над процессом Brexit в парламенте. А парламент, в свою очередь, против выполнения выраженной воли большинства людей, которые он призван представлять.

Американские фермеры взламывают тракторы John Deere

За исключением таких недавних событий, модели международных отношений и анализа внешней политики уже давно не соответствуют послевоенным событиям. К ним относятся появление множества над- и субнациональных институтов растущего значения — процесс, который ускорился благодаря разрушению старого политического режима слева направо и появлению регулирующего (в противоположность перераспределительным) режимам, выражающимся в смещении акцента с правительства на управление с участием многих заинтересованных сторон.

Китай отличается?

Очевидное предположение о большом политическом взрыве в отношении Китая заключается в том, что он каким-то образом избежал всех этих тенденций. Тем не менее, существует много научных исследований, посвященных тому, как на китайское государство повлияли те же процессы «фрагментации, децентрализации и интернационализации», которые произошли в других местах. Отнюдь не являясь « единым, авторитарным режимом », цепляющимся за свой суверенитет и нарушающим « либеральный мировой порядок , основанный на правилах », в Китае мы видим, как государство по-своему трансформируется преобладающими культурными и рыночными силами.

Действительно, вопреки западным предрассудкам, хотя в принципе он является высокоцентрализованным, Китай на практике уже давно является одним из самых децентрализованных государств на Земле. По словам Артура Кребера, старшего научного сотрудника Института Брукингса и независимого финансового журналиста, доля государственных расходов на субнациональном уровне в Китае составила « ошеломляющие 85 процентов » в 2014 году — по сравнению с примерно 25 процентами в большинстве демократий и менее 20 процентов в недемократических странах.

Китай тайно использует в стратегических целях гражданские спутники США

Этот уровень региональной и местной автономии предшествовал периоду реформ и рыночных отношений, ознаменованным тогдашним лидером Дэн Сяопином в конце 1970-х годов — процесс, который Пекин тогда был еще менее способен командовать или контролировать, так как он перешел от сосредоточения на производственных целях к все более и более простому изданию. координационное руководство. С тех пор его развитие отражало борьбу между разрозненными действующими лицами и агентствами, хотя тенденция карьеристских сикофантов повторять любые сообщения сверху может создать впечатление порядка в этой фрагментации.

На практике, в то время как китайские лидеры издают простые указания — «Уйти» (1999), «Уйти на запад» (2000) или продвигать «Китайскую мечту» (2013) — они по своей природе туманны по своему характеру. Такие руководящие принципы в значительной степени заменили централизованное планирование прошлого. Но на уровне реализации они обязательно интерпретируются (или даже игнорируются) в соответствии с конкретными интересами конкретных регионов, агентств и предприятий.

Во многом как игра в Го (или вэйци ), китайская стратегия больше похожа на создание домена, который необходимо заполнить позднее. Но последовавшая конкуренция между сторонами с готовностью смешивает любые первоначальные цели. Так, например, то, что начиналось как инициатива «Один пояс — один путь», чтобы перестроить древний Шелковый путь и открыть современный морской эквивалент, было быстро переупаковано как Инициатива «Пояс и дорога» со многими поясами и многими дорогами, как почти каждый китаец. регион, в поисках сопутствующего финансирования, претендовал на роль в нем.

Нефть в восходящем тренде

Процесс интернационализации также не может контролироваться централизованно. Это позволило ключевым игрокам, таким как Народный банк Китая, навязать международную нормативную дисциплину дома (так же, как европейские лидеры использовали правила Европейского союза в качестве прикрытия для своих внутренних целей). Национальные агентства, такие как береговая охрана, приобрели значительную роль в области внешней политики и политики безопасности, к которой они плохо подходят. И правительства провинций преследовали свои собственные планы по всей Азии и Африке .

Что касается Запада, то участие Китая в Азии и Африке подверглось серьезному контролю, особенно деятельности многих государственных предприятий Китая (ГП) за рубежом. Это предприятия, над которыми правительство сохраняет значительный контроль. Но на самом деле многие из этих 113 000 или около того юридических лиц не находятся под контролем правительства. Они возникли из бывших производственных министерств конца 1970-х годов, работают независимо и продают свои товары на открытом рынке.

Их слишком много, чтобы командовать и контролировать, поэтому центральный надзор распространяется только на 111 из них (или 0,1 процента). Конечно, ЦКА имеет возможность влиять на эти государственные предприятия посредством целого ряда финансовых механизмов, выдачи разрешений и лицензий, а также путем сохранения полномочий по регулированию, дисциплине и назначению на руководящие должности. Но существует огромная разница между наличием таких инструментов и эффективным контролем . Фактические доказательства указывают скорее на неспособность государства обуздать деятельность своих государственных предприятий — даже когда оно пытается это сделать.

Средневековые болезни возвращаются в США

Действительно, когда КПК контролируется вообще, основное внимание уделяется прибыльности государственных предприятий, а не их влиянию на внешнюю политику. Стремление продвигать бизнес и поддерживать уровень занятости, особенно в условиях сокращения внутренней прибыли и перегрузки производственных мощностей, которые являются одними из реальных движущих сил Инициативы «Пояс и дорога», сделало Министерство торговли гораздо более сильным и значительным. положение, чем министерство иностранных дел. Соответственно, на самом деле мы видим результаты сложной межведомственной борьбы, а не нисходящие директивы. Государственная политика часто следует и стремится идти в ногу с событиями, а не руководить ими.

Предприятия, регионы и агентства, в том числе Народно-освободительная армия (НОАК), преследуя свои собственные повестки дня, также иногда — например, в Мьянме или Южно-Китайском море (где действия были названы «последовательно непоследовательными») — имели негативные последствия, спровоцирующие дипломатические инциденты, которые смутили пекинский истеблишмент, действуя способами, противоречащими его официальной политике, и даже нарушая эмбарго ООН, которому оно официально было привержено.

Недавняя попытка рецентрализации при президенте Си, направленная на упорядочение и ограничение некоторых из этих вольных действий, могла привести к тому, что его воспринимали как более авторитарного, чем некоторые из его предшественников. Но этот шаг в равной степени напоминает умирающие дни бывшего Советского Союза, когда различные лидеры собирали все больше и больше титулов, чтобы компенсировать свою истощающуюся власть. Поэтому разговор о повторной централизации может быть признаком слабости, а не врожденной силы.

Уроки истории

Официально Huawei не является SOE, хотя его деятельность, несомненно, представляет интерес для властей Пекина. Теперь компания Huawei, занявшая 72-е место в списке Fortune Global 500 (хотя и не входящая в число 25 ведущих компаний Китая), стала крупнейшим производителем телекоммуникационного оборудования в мире, в которой занято около 188 000 человек, и которая инвестирует более 10 процентов годового дохода в исследования и разработки.

Существует ли глобальное общественное мнение?

Компания установила значительное присутствие в розничной торговле в Великобритании и в настоящее время стремится к более прибыльной окупаемости государственных контрактов, чтобы помочь построить инфраструктуру 5G. Это способствовало бы появлению так называемого « Интернета вещей », в результате которого бесчисленные устройства в реальном мире могут однажды стать взаимосвязанными.

В этом отношении стоит напомнить о существенной параллели более чем сто лет назад. В период, предшествовавший Первой мировой войне, британское правительство стремилось назначить поставщика основного радиотелеграфного оборудования, с помощью которого оно стремилось поддерживать связь и контроль над своей обширной империей.

Основным производителем была компания Marconi, которая, хотя и работала в Великобритании, возглавлялась итальянцем и имела значительный процент акционеров, находящихся за рубежом. В то время Италия была также членом Тройственного альянса с Германией и Австро-Венгрией потенциально враждебных держав — хотя то, что, казалось, несколько больше проявило парламентское воображение, — это возможность монопольных завоеваний и поддержки для вовлеченных сторон. в присуждении первоначального контракта.

Следственному комитету потребовалось девять месяцев, чтобы оправдать соответствующих министров, и он выпустил три противоречивых доклада по этому вопросу. Тогдашнее либеральное правительство также проиграло различные дополнительные выборы. И потребовалось еще 15 лет, чтобы Великобритания приобрела беспроводную систему, принадлежащую правительству, но построенную … Маркони.

Электроснабжение и безопасность

Как и в случае заключения контрактов на новое поколение атомных электростанций и другой критически важной инфраструктуры, такой как HS2 , один из уроков может состоять в том, что, если Британия не готова вкладывать средства для себя, ей, вероятно, придется привлекать других через аутсорсинг. Жаловаться на то, кем они могут быть, вряд ли удастся завоевать друзей или стать эффективной промышленной стратегией .

Еще раз, противоречивые мнения имеются в большом количестве. С одной стороны, Huawei обвиняется в том, что он может вести шпионаж в пользу китайского правительства в будущем посредством установки так называемого черного доступа к данным, собранным через его системы. С другой стороны, проблема заключается в предполагаемой технологической некомпетентности . Типичный обзор бросает бесконечные предположения, прежде чем признать, что «нет никаких доказательств» неправомерных действий, кроме «подозрений».

Многие подозревают, что одной из реальных движущих сил этих дебатов являются США, понимающие, что в технологической гонке 5G с Китаем она отстала примерно на год, усилившейся из-за продолжающейся торговой войны и опасений по поводу безопасности. В конце концов, бэкдоры и главные сотрудники службы безопасности, подчиняющиеся органам внутренней безопасности, а не своим собственным руководителям, вряд ли являются проблемой Китая.

1 декабря 2018 года главный финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу — дочь основателя и генерального директора Рен Чжэнфэй — была арестована в Канаде по обвинению властей США (которые пытаются ее выдать) за то, что она ввела в заблуждение свои банки, будучи в нарушение введенных США санкций против Ирана, а также за участие в кражах корпораций. Если эти утверждения верны, то, безусловно, это будет не первый раз, когда китайская (или даже другая) фирма действовала таким образом. Опять же, это может сказать больше о неспособности Пекина контролировать вещи, чем о его всеобъемлющем плане, хотя его несколько предсказуемый ответ мало помогал таким впечатлениям. США тоже почти не действовали согласованно во всем этом.

Американские фермеры взламывают тракторы John Deere

В то же время, и в период после утечки вопиющие из ее Совета национальной безопасности (независимо от источника), в Великобритании было бы неплохо задуматься о том , насколько такое поведение было попустительстве и даже поощряются за последние годы, а также о том, как это отражает глубокие разногласия на высшем уровне правительства и в других местах.

Необходимость сохранять конфиденциальность является желательной и необходимой в любом обществе — как для нашей личной жизни, так и для частного предпринимательства, из которого может последовать здоровое общественное достояние. Но для этого нам, возможно, потребуется заново открыть и отпраздновать чувство национального и личного суверенитета и цели, которые подорваны современными культурными и политическими тенденциями, в том числе, в наибольшей степени, из-за современной критики и озабоченности по поводу Китая.

Билл Дуродье — заведующий кафедрой риска и безопасности в отделе политики, языков и международных исследований Университета Бата.

https://www.spiked-online.com/2019/05/27/why-the-west-doesnt-understand-china/