В условиях геополитической конкуренции США и Китая страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) вынуждены проявлять дипломатическую гибкость и маневренность, чтобы обеспечить свои интересы в регионе.
США стремятся к установлению опосредованного контроля над государствами ЮВА, граничащими с Китаем — Таиландом, Вьетнамом, а также расположенной вблизи Камбоджей. Особенно непросто приходится Камбодже. В отличие от Таиланда и Вьетнама, она не является долгосрочным партнёром США по безопасности, а отношения двух стран на протяжении последних десятилетий в основном формировались вокруг проблемных вопросов (красные кхмеры, обвинения в авторитарности западными правозащитниками нынешних камбоджийских властей и т.д.). Посол Камбоджи в США Чам Сунри (Chum Sounry) не согласен с негативной оценкой американо-камбоджийских отношений, но признаёт расхождение во мнениях между Вашингтоном и Пномпенем по ряду геополитических вопросов на современном этапе.
Легко догадаться, по каким именно. США крайне настороженно относятся к активизации камбоджийско-китайского сотрудничества. Но у Камбоджи нет особого выбора. Зажатая между Вьетнамом и Таиландом, которые позиционируют себя как союзники США, Камбоджа вынуждена опираться на другую силу, и в качестве таковой выбирает Китай.
Стать третьим союзником США, рядом с Таиландом и Вьетнамом — для Камбоджи не выход.
Во-первых, у Камбоджи нет территориальных и иных споров с Пекином, из-за этого её стратегическая значимость в глазах американских геополитиков гораздо ниже, чем значимость Вьетнама или Таиланда. Правда, у Таиланда тоже нет территориальных споров с Китаем, но при этом есть долгая история военно-политического союза с Вашингтоном. Помимо этого географическое положение Таиланда позволяет ему играть роль выгодного плацдарма присутствия США в ЮВА.
Во-вторых, США в отличие от Китая не готовы вкладываться в камбоджийскую экономику. Бюджет Камбоджи при этом отягощает внешний долг США военных времён объёмом $700 млн. Пномпень предлагает Вашингтону три варианта расчёта: фиксированную схему постепенных выплат, снижение процентов до уровня 1%, использование 70% долга для финансирования программ социально-экономического развития в сфере культуры, медицины, образования и разминирования территорий.
Вашингтон пока чёткого ответа не дал. Что же остаётся Пномпеню как не искать другого заинтересованного союзника? Китай успешно выступает в этой роли. В условиях, когда камбоджийская экономика растёт в 2021 г. на 2,2%, и ранее 2024 года не ожидается ускорение её роста до заветных 7%, необходимых для повышения жизненных стандартов рядовых граждан, США не придумали ничего лучше, чем обложить Камбоджу санкциями.
Эксперты считают, что в долгосрочной перспективе это может иметь серьезные негативные последствия для камбоджийской экономики. Экспорт из Камбоджи в США равен $6,6 млрд. Это больше, чем в Китай ($1 млрд.), но при этом к 2023 г. Пекин и Пномпень намерены достичь товарооборота в $10 млрд. Снижение текущего экспорта в Китай связано не в последнюю очередь с пандемией коронавируса, и со временем страны, скорее всего, выйдут на допандемийный уровень.
От Китая существенно зависят два ведущих сектора камбоджийской экономики — строительство и туризм. В обоих секторах высока доля китайского капитала, 30% всех иностранных туристов в Камбодже — это китайцы. Сама судьба располагает к углублению китайско-камбоджийского партнёрства. Пекин отвечает камбоджийцам взаимностью, инвестируя в постройку скоростного шоссе Пномпень — Сиануквиль, угольную станцию в провинции Сиануквиль и аэропорт в Сиемрипе. 90% всех инвестиций поступает в Камбоджу из Китая. В сложившейся политической конфигурации заменить Китай Вашингтон не сможет да и не захочет, что еще больше привязывает Пномпень к Пекину.
Текущее председательство Камбоджи в АСЕАН США воспринимают для себя как нежелательное, поскольку Камбоджа не идёт на принятие решений антикитайского характера. Вашингтон ждёт, когда председательство Камбоджи закончится, чтобы вновь взять в обработку АСЕАН и вновь попытаться поколебать принцип невмешательства, которым руководствуется эта организация.
С геополитической точки зрения Камбоджа нужна США как барьер, перекрывающий Китаю выход в Сиамский залив и сужающий, таким образом, длину доступной для Китая береговой линии для выхода в Южно-Китайское море. Закрепившись в Камбодже, Китай получит теоретическую возможность взять под контроль Малакку и свести к минимуму те стратегические выгоды, которые США имеют от сотрудничества с Таиландом и Вьетнамом.
Дальнейшей целью станет наращивание китайского присутствия в Бенгальском заливе и прилегающей акватории, от чего зависит будущее Индо-Тихоокеанского региона. Ставки высоки, и давление Вашингтона на маленькую Камбоджу — всего лишь одно из звеньев в долгой цепи стратегических шагов, предпринимаемых американскими политиками для недопущения роста китайского влияния в ЮВА.
Впрочем, пока речь не идёт о крупных военных проектах Пекина в Камбодже. Наседая на Понмпень, Вашингтон работает на перспективу, боясь опоздать. Но поскольку камбоджийское правительство вынуждено считаться с настроениями общества, а общество ждёт улучшения экономической жизни, дабы не растерять авторитет среди населения власти прагматично продолжают сотрудничать с Пекином. Эту тенденцию США пытались переломить финансированием камбоджийской оппозиции с последующим планом организовать в Камбодже «цветную революцию», но неудачно.
Пномпень настойчиво заявляет, что любые насильственные меры не приведут к миру в ЮВА, а появление новых региональных военных блоков (Quad, AUKUS) не должно быть направлено против других стран. Менее всего Камбоджа заинтересована в войне великих держав за главенство в регионе, ведь тогда ей придётся выбирать одну из сторон, что не соответствует её внешнеполитическим устремлениям и экономическим интересам.
Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»
https://interaffairs.ru/news/show/33024
Второе Короле́вство Камбо́джа, официально — Короле́вство Камбо́джа (кхмер. ព្រះរាជាណាចក្រកម្ពុជា, Preăḥ Réac̣éanac̣âkr Kâmpŭc̣ea ; некоторое время страна была известна как Кампучи́я) — государство в Юго-Восточной Азии, на юге полуострова Индокитай, со столицей Пномпень. Площадь — 181 тыс. км². Население — более 16 миллионов человек (16 926 984 по данным за 2020 г.[5]); свыше 97 % — кхмеры. С 1993 года — конституционная монархия, глава государства — король. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Национальная ассамблея и Сенат). На востоке граничит с Вьетнамом, на севере — с Лаосом, на северо-западе — с Таиландом.