Пекинская проблема Трампа: начало новой холодной войны

Если Джо Байден станет следующим президентом Соединенных Штатов, существует много серьезных международных ситуаций, которые требуют дипломатических инструментов Государственного департамента, а не принудительных инструментов Министерства обороны. Неустойчивая и непредсказуемая политика Дональда Трампа в течение последних трех лет поставила под угрозу многочисленные политические договоренности как с союзниками, так и с противниками, а в случае китайско-американских отношений поставила нас на скользкий путь к «холодной войне» и возможной конфронтации. между двумя крупнейшими военными и экономическими силами в мировом сообществе.

Источник фотографии: Mapbox — CC BY 2.0

Пятьдесят лет назад президент Ричард М. Никсон и советник по национальной безопасности Генри А. Киссинджер создали открытие для Китая, которое восемь американских президентов использовали для взаимодействия с Пекином. Обе страны успешно работали над созданием крупнейших двусторонних торговых отношений в мире. Десятки тысяч американских компаний ведут бизнес в Китае; Самая большая лаборатория Microsoft за пределами США находится в Пекине. Китайские студенты стали самой большой группой иностранных студентов в Соединенных Штатах.

Никсон и Киссинджер привлекли не только Пекин, но и Москву, гарантируя, что отношения между Вашингтоном и Пекином, а также между Вашингтоном и Москвой были намного прочнее, чем отношения между Москвой и Пекином. При этом Вашингтон получил влияние как на Советский Союз, так и на Китай, что позволило договориться о важных мерах по контролю над вооружениями с Кремлем и установить стабильные политические и экономические отношения с Китаем.

Неустойчивая политика Трампа ухудшила наши отношения как с Россией, так и с Китаем, что привело к тому, что Москва и Пекин установили свои самые тесные двусторонние отношения с 1950-х годов. Он ушел от разоруженческих соглашений с Москвой. А торговая война Трампа с Китаем и полемические обвинения обеих сторон относительно ответственности за нынешнюю пандемию создали атмосферу «холодной войны».

Вместо того, чтобы сосредоточиться на основаниях для взаимного сотрудничества, которое могло бы решить серьезные проблемы, такие как изменение климата, терроризм и распространение ядерного оружия, Трамп и государственный секретарь Майк Помпео отказались от участия и, похоже, направились к конфронтации. В 2018 году Трамп назвал торговые войны «хорошими и легкими для победы». Помпео использовал дипломатические поводы для беспричинного позора Китая.

Президентская кампания в Соединенных Штатах привела к еще большему оскорблению в отношении Китая, что привело к заключению двухпартийных соглашений о рекордных расходах на оборону и более четкому указанию на причины возникновения нового коронавируса. В прошлом году Комитет по нынешней опасности, который был сформирован в 1950-х годах для сдерживания Советского Союза, вновь стал заниматься Китаем. Эта стратегия, похоже, работает, потому что Пентагон получил двухпартийную поддержку для своей просьбы о выделении 20 миллиардов долларов для своих тихоокеанских сил в течение следующих пяти лет.

В центре нынешнего разногласия между Соединенными Штатами и Китаем находится Южно-Китайское море, которое Китай провозгласил «частью основного интереса Китая к суверенитету». Позиционирование обеих сторон привело к угрожающим столкновениям на море. Новый бюджетный запрос Пентагона будет финансировать больше наступательных вооружений в регионе, включая крылатые ракеты «Томагавк» наземного базирования, которые были запрещены Договором о ядерных силах средней дальности. Администрация Трампа отменила договор в 2019 году, чтобы противостоять растущей угрозе со стороны Китая.

Спираль худшего мышления в отношении Китая и увеличение расходов на оборону напоминают спираль, которая произошла в Вашингтоне по отношению к Советскому Союзу, которая привела к раздутым расходам на оборону и огромным ядерным арсеналам. Оценки непомерной угрозы Советскому Союзу всегда ухудшались в годы президентских выборов, поэтому неудивительно, что нынешняя спираль в отношении Китая сейчас идет полным ходом.

Спираль «холодной войны» между Вашингтоном и Москвой была сломлена ядерными страхами, которые сопровождали ракетный кризис на Кубе в 1962 году. После кризиса начался успешный диалог по контролю над вооружениями и разоружению. Администрация Трампа не заинтересована в контроле над вооружениями, особенно с Китаем, но ввиду возможности военно-морского конфликта в Южно-Китайском море между Соединенными Штатами и Китаем, это очевидная тема для диалога по улучшению и даже стабилизации двусторонних отношений. связи.

По словам одного из ведущих синологов страны Лайла Гольдштейна, профессора-исследователя в Военно-морском военном колледже, ведущие китайские эксперты по внешней политике сравнили спор в Южно-Китайском море с ракетным кризисом на Кубе. Строительство Китаем аэродромов на островах Южно-Китайского моря, а также более агрессивные воздушные патрули в регионе после «поворота» администрации Обамы в Китай в 2011 году, безусловно, указывают на необходимость полагаться на дипломатию, чтобы обуздать нынешний раунд. обострения. После кубинского ракетного кризиса дипломаты с обеих сторон договорились об организации горячей линии и Договора о частичном запрещении испытаний.

На самом деле, существует достаточно оснований для значительного стратегического диалога между двумя сторонами, потому что Соединенные Штаты и Китай разделяют так много проблем в Восточной Азии. И Вашингтон, и Пекин хотят справиться с военной напряженностью в регионе, чтобы торговля и инвестиции могли развиваться быстрыми темпами. Оба хотят проверить напряженность на Корейском полуострове, и оба выигрывают от дальнейшего разделения между Севером и Югом. Наконец, оба признают необходимость модерирования в Тайваньском проливе и возможность воссоединения с Тайванем. Поэтому не должно быть невозможным установить меры доверия в регионе.

Трудно представить, чтобы администрация Трампа эффективно использовала свой истощенный дипломатический корпус или обладала достаточной властью для ведения переговоров по сложным темам. Тем не менее, Гольдштейн считает, что есть немедленные инициативы, которые необходимо предпринять. Прежде всего, Соединенные Штаты могут пригласить Китай принять участие в региональных военно-морских учениях, посвященных нетрадиционным вопросам безопасности, таким как борьба с терроризмом. Поскольку Китай принимал участие в антипиратских патрулях вокруг Африканского Рога, где он имеет свои единственные заграничные военно-морские объекты, у ВМС Китая, очевидно, есть необходимый интерес и опыт для этого.

Соединенные Штаты могут легко сократить операции по наблюдению у побережья Китая, где китайские контрмеры вызвали кризис в первые месяцы правления Джорджа Буша-младшего в 2001 году. Тогда госсекретарь Колин Пауэлл быстро организовал урегулирование конфликта для кризиса, который указал на способность обеих сторон избежать цикла эскалации, когда к этому призваны квалифицированные политики. Наконец, Соединенные Штаты должны оказать давление на Китай, чтобы уточнить точный характер своих притязаний на Южно-Китайское море, чтобы успокоить опасения прибрежных государств в регионе и, возможно, подготовить почву для снижения активности военно-морских сил США в Тихом океане.

Любые задержки в начале диалога только ухудшат атмосферу между Соединенными Штатами и Китаем. Обвинения в отношении происхождения нынешней пандемии; США и Китай расширили военные действия в регионе; и заинтересованность двухпартийного конгресса в решении проблемы так называемого оперативного дефицита в Тихом океане породила интерес к усилению сдерживания США в Тихом океане. Стратеги Пентагона и силы Конгресса использовали российскую аннексию Крыма в 2014 году, чтобы развернуть большие силы в Восточной Европе и странах Балтии, что только ухудшило американо-российские отношения. Ввиду внутренних потребностей США в ресурсах после пандемии, Соединенные Штаты не могут позволить себе геополитические последствия расширения китайско-российского сотрудничества, а также усиления китайско-американского соперничества в Тихом океане.

Мелвин А. Гудман  — старший научный сотрудник Центра международной политики и профессор государственного управления в Университете Джона Хопкинса. Бывший аналитик ЦРУ Гудман является автором книги « Неспособность разведки: упадок и падение ЦРУ  и отсутствие  национальной безопасности: цена американского милитаризма» . и  осведомитель в ЦРУ . Его последняя книга называется «Американская бойня: войны Дональда Трампа» (Opus Publishing), и он является автором предстоящего «Опасного государства национальной безопасности» (2020). » Гудман — обозреватель службы национальной безопасности  counterpunch.org .

https://www.counterpunch.org/2020/04/20/trumps-beijing-problem-starting-a-new-cold-war/