Христианское население Палестины сокращается с угрожающей скоростью. Самое древнее христианское сообщество в мире переезжает в другое место. И причиной этого является Израиль.
Христианские лидеры из Палестины и Южной Африки забили тревогу на конференции в Йоханнесбурге 15 октября. Их собрание называлось: «Святая земля: палестинская христианская перспектива».
Одной из основных проблем, которая подчеркивалась на встречах, является быстрое сокращение числа палестинских христиан в Палестине.
Существуют различные оценки относительно того, сколько палестинских христиан все еще живет в Палестине сегодня, по сравнению с периодом до 1948 года, когда на территории палестинских городов и деревень было создано государство Израиль. Независимо от источника различных исследований, существует почти единодушное мнение, что число христианских жителей Палестины за последние 70 лет сократилось почти в десять раз.
Перепись населения, проведенная Палестинским центральным статистическим бюро в 2017 году, пришла к выводу, что в Палестине проживает 47 000 палестинских христиан со ссылкой на оккупированный Западный берег, Восточный Иерусалим и сектор Газа. 98 процентов палестинских христиан живут на Западном берегу — в основном в городах Рамаллах, Вифлеем и Иерусалим — в то время как остальная часть, крошечная христианская община, насчитывающая всего 1100 человек, живет в осажденном секторе Газа.
Демографический кризис, охвативший христианскую общину десятилетия назад, сейчас назревает.
Например, 70 лет назад Вифлеем, место рождения Иисуса Христа, был на 86 процентов христианином. Однако демографическая ситуация в городе существенно изменилась, особенно после израильской оккупации Западного берега в июне 1967 года и строительства незаконной стены апартеида в Израиле, начиная с 2002 года. Части стены должны были отрезать Вифлеем от Иерусалим и изолировать бывшего от остальной части Западного берега.
«Стена окружает Вифлеем, продолжая путь к югу от Восточного Иерусалима как на востоке, так и на западе», — говорит организация «Открытый Вифлеем», описывая разрушительное воздействие стены на палестинский город. «С землей, изолированной стеной, аннексированной для поселений и закрытой под различными предлогами, только 13% района Вифлеема доступно для использования палестинцами».
Во все большей степени осажденные палестинские христиане в Вифлееме были изгнаны из своего исторического города в большом количестве. По словам мэра города Веры Бабун, с 2016 года христианское население Вифлеема сократилось до 12 процентов, то есть до 11 тысяч человек.
По самым оптимистичным оценкам, общее число палестинских христиан во всей оккупированной Палестине составляет менее двух процентов.
Корреляция между сокращающимся христианским населением в Палестине и израильской оккупацией и апартеидом должна быть безошибочной, как это очевидно для христианского и мусульманского населения Палестины.
Исследование, проведенное Университетом Дар-эль-Калима в городе Бейт-Джала на Западном берегу и опубликованное в декабре 2017 года, опросило почти 1000 палестинцев, половина из которых христиане, а другая половина — мусульмане. Одной из основных целей исследования было понять причину истощения христианского населения в Палестине.
В исследовании сделан вывод о том, что «давление израильской оккупации, сохраняющиеся ограничения, дискриминационная политика, произвольные аресты, конфискация земель усиливают общее чувство безнадежности среди палестинских христиан», которые оказываются в «отчаянной ситуации, в которой они больше не могут себя чувствовать будущее для своих детей или для себя ».
Поэтому необоснованные заявления о том, что палестинские христиане уходят из-за религиозной напряженности между ними и их братьями-мусульманами, не имеют значения.
Сектор Газа является еще одним примером. Только 2 процента палестинских христиан живут в обедневшем и осажденном секторе Газа. Когда Израиль оккупировал Газу вместе с остальной исторической Палестиной в 1967 году, в Секторе проживало около 2300 христиан. Однако сегодня в Газе до сих пор живет всего 1100 христиан. Годы оккупации, ужасные войны и неумолимая осада могут сделать это для общества, исторические корни которого уходят в прошлое на два тысячелетия.
Подобно мусульманам Газы, эти христиане отрезаны от остального мира, включая святые места на Западном берегу. Каждый год христиане Газы обращаются за разрешением израильских военных на участие в пасхальных службах в Иерусалиме и Вифлееме. В апреле прошлого года только 200 христиан получили разрешения, но при условии, что им должно быть не менее 55 лет и что им не разрешено посещать Иерусалим.
Израильская правозащитная группа Гиша охарактеризовала решение израильской армии как «дальнейшее нарушение основных прав палестинцев на свободу передвижения, свободу вероисповедания и семейную жизнь» и справедливо обвинила Израиль в попытке «углубить разделение» между Газой. и Западный берег.
На самом деле Израиль стремится сделать больше, чем это. Отделяя палестинских христиан друг от друга и от их святых мест (как и в случае мусульман), израильское правительство надеется ослабить социокультурные и духовные связи, которые придают палестинцам их коллективную идентичность.
Израильская стратегия основывается на идее, что сочетание факторов — огромные экономические трудности, постоянная осада и апартеид, разрыв общинных и духовных связей — в конечном итоге вытеснит всех христиан с их палестинской родины.
Израиль стремится представить «конфликт» в Палестине как религиозный, чтобы он, в свою очередь, мог объявить себя осажденным еврейским государством среди огромного мусульманского населения на Ближнем Востоке. Продолжающееся существование палестинских христиан не вписывается в эту израильскую повестку дня.
К сожалению, однако, Израилю удалось исказить борьбу в Палестине — от политической борьбы и борьбы за права человека против колониализма поселенцев — до религиозной. Не менее тревожно, но самые горячие сторонники Израиля в Соединенных Штатах и других странах — религиозные христиане.
Следует понимать, что палестинские христиане не являются ни иностранцами, ни свидетелями в Палестине. Они стали жертвами в равной степени, как и их мусульманские братья, а также сыграли важную роль в определении современной палестинской идентичности благодаря их сопротивлению, духовности, глубокой связи с землей, художественному вкладу и растущей учености.
Нельзя допустить, чтобы Израиль изгнал древнейшую христианскую общину мира со своей исконной земли, чтобы он мог набрать несколько баллов в своем крайне тревожном стремлении к расовому превосходству.
Не менее важно то, что наше понимание легендарного палестинского «сумоуда» — стойкости — и солидарности не может быть полным без полной оценки центральной роли палестинских христиан в современном палестинском повествовании и самобытности.
https://www.counterpunch.org/2019/10/31/the-ethnic-cleansing-of-palestinian-christians-that-nobody-is-talking-about/
Рамзи Баруд — журналист, автор и редактор «Палестинской хроники». Его последняя книга называется «Последняя земля: палестинская история» («Плутон Пресс», Лондон, 2018). Он получил докторскую степень в Палестинских исследованиях из Университета Эксетера и является стипендиатом-нерезидентом в Центре глобальных и международных исследований Orfalea, UCSB.