Ровно через неделю после Пасхи православные отмечают Антипасху, именуемую в народе Красной горкой. Этот праздник связывают не только с христианской, но и с языческой традицией. Зачем в деревнях катали, бросали и били освященные яйца, почему горка — красная, чему учит вспоминаемая в этот день история Фомы неверующего — в материале РИА Новости.
Снова под венец
Больше месяца празднуют православные христиане Пасху, Светлое Христово Воскресение: обмениваются подарками, угощают друг друга куличами, творожными пасхами и крашеными яйцами. И в череде этих пасхальных дней Красная горка замечательна тем, что вновь начинаются венчания, которых Церковь не совершала в Великий пост и первую неделю после Пасхи.
«После большого перерыва в каждой деревне играли сразу несколько свадеб. Водили хороводы, сооружали качели, пели пасхальные песни», — рассказывает Екатерина Дорохова, заместитель руководителя Центра русского фольклора при Российском доме народного творчества имени В. Д. Поленова.
По распространенной версии, этот праздник связан с языческими обрядами почитания Ярилы — бога солнца, силы и расцвета жизни, плодородия и чадородия. Однако не все согласны с этим толкованием.
«О языческих мотивах говорить тут можно с большой натяжкой, потому что за тысячу лет христианизированы были все обычаи, на них — отблеск христианской радости», — считает духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы протоиерей Артемий Владимиров.
Настоящий же смысл праздника — торжество жизни и веры в Бога. «Во время пасхальной службы читается обращение святителя Иоанна Златоуста, в котором он употребляет словосочетание «жизнь жительствует». И эта жизнь обрастает новыми людьми, символически — церковной семьей и просто семьей», — рассказывает настоятель храма мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский.
По мнению священника, естественно, что этот праздник ассоциируется с изобилием и продолжением рода. «В пост нельзя было венчаться. Первая радость от создания новой семьи возможна только на Антипасху — на Красную горку. Конечно, все, что связано с семьей, в народном, фольклорном мышлении должно ассоциироваться с богатством, насыщением и продолжением рода», — говорит отец Владимир.
Красный — прекрасный
Слово «красный» говорит о красоте. «Красный — прекрасный», — считает Артемий Владимиров. Это цвет Пасхи: в красный цвет принято красить яйца, в красном облачении служат пасхальные службы священники Русской церкви.
«Но почему «горка»? Как я понимаю, это пошло от обычая катать с горки яйца, стараясь попасть в уже скатившиеся, дети устраивали такие соревнования. Но о катании яиц я читал только у наших писателей: у Шмелева в «Лете Господнем», у Никифорова-Волгина», — говорит отец Артемий.
Другие «боевые» традиции продержались значительно дольше. «Вспоминаю, как бабушка готовила пасхальные яйца. Мы, ничего не знавшие о Христе, о Евангелии, радовались, смотря на эту красоту, и ждали Светлого Воскресения, чтобы, взяв яйца, сразиться ими в бою. Стукали их друг о друга, и обладатель более крепкого экземпляра считал себя чемпионом», — рассказывает священник.
С пасхальными яйцами были связаны и другие обычаи. «То, что в XIX — XX веках стало развлечением, когда-то было частью обрядов, связанных со встречей весны и подготовкой земли к севу. Например, собирали скорлупу пасхальных яиц и крошили в первую борозду. Вообще, считалось, что пасхальные яйца — целебные, что они не могут испортиться: их хранили в красном углу, прикладывали к больному месту», — рассказывает знаток фольклора Екатерина Дорохова.
Сам обычай красить яйца восходит к первому столетию от Рождества Христова. «Есть предание о том, как первое красное яйцо Мария Магдалина, одна из самых ревностных проповедниц Евангелия, преподнесла в Риме Тиберию — тому самому императору, в царствование которого Христос был вознесен на крест. И воскликнула на латыни: Christus resurrexit a mortuis! (Христос воскрес!)», — говорит отец Артемий.
Есть и другое предание, которое не противоречит первому: о том, как чудесным образом яйца стали красными в доказательство воскресения Христова. «Христианин обратился к иудею: «Христос воскрес!» Тот спросил: «Почему ты в этом уверен? Как ты можешь это доказать?» — пересказывает эту историю отец Артемий. — «Если эти яйца станут красными, как кровь Христа, тогда поверю», — сказал иудей христианину. Предание свидетельствует, что яйца окрасились в красный пасхальный цвет. И человек этот вскоре принял крещение».
Фома «неверующий»
С обретением веры связана и самая суть события, празднуемого через неделю после воскресения Иисуса. Неслучайно церковное название этого дня — Фомино воскресенье. Праздник установлен церковью в память об апостоле Фоме, который дошел с проповедью Евангелия до Индии и там обратил в веру Христову семью местного начальника. За это Фому пронзили копьями, как ранее распятого Христа проткнул копьем римский солдат. Евангелие повествует, что именно в эту рану Иисуса — от копья — Фома вложил свои пальцы, чтобы удостовериться в том, что погибший Иисус действительно воскрес из мертвых. «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), — воскликнул апостол. Так произошло уверение Фомы.
«Это удивительный путь сомневающегося апостола, который должен был сам все проверить, чтобы понять, что это не галлюцинация», — говорит протоиерей Владимир Вигилянский.
Дело в том, что, с точки зрения иудеев, проходить сквозь стены, появляться и исчезать мог только дух, поясняет завкафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. Есть мнение, что Христос явился своим ученикам с единственной целью: показать, что Он не призрак, уверить их в реальности Своего воскресения.
«Воскресение Христово — это не оживление того, что было мертвым, это что-то принципиально другое. Он в этом мире может проявлять себя как угодно: может появиться, может исчезать, проходить сквозь стены. Это прорыв между мирами. Вот почему воскресение Христа ломает все шаблоны», — говорит отец Павел.
«Анти» не значит «против»
«По-гречески этот праздник называется Антипасха. Он находится как бы напротив, симметрично по отношению ко дню Христова Воскресения», — разъясняет протоиерей Артемий Владимиров.
Спаситель дважды являлся апостолам: в первый раз сразу после воскресения, но тогда среди них не было Фомы, а второй — через неделю, уже в присутствии Фомы. Именно поэтому первое воскресенье после Пасхи называется Фоминым.
По мнению отца Владимира Вигилянского, есть «разные пути к Богу, связанные с особенностями психологии человека: у кого-то этот путь лежит через сердце, у кого-то через разум или через ощущения».
В любом случае, как говорит отец Павел Великанов, «только собственный опыт богообщения может быть подтверждением реальности Бога».
https://ria.ru/20190505/1553199508.html