Зачем Банк России инвестирует в госдолг США

Вложение финансовых средств в какой-либо проект, как правило, подразумевает стремление вкладчика – инвестора к получению прибыли.

В противном случае, постоянный убыток не позволит такой деятельности стать трендом в экономике. Это в полной мере относится к инвестициям центральных банков, министерств финансов. Но есть исключения. Если цель получения прибыли при вложениях в тот или иной актив не ставится, это подразумевает собой деятельность по регулированию спроса – предложения на рынке. Её могут реализовывать крупные частные игроки и государство.

Начиная с 2013 года Минфин РФ – через структуры Банка России – покупает казначейские облигации США, когда их ставки растут, а цены падают, и продает их когда цены растут а ставки снижаются.

Характерно, что до 2013 года Минфин наращивал позицию на рынке казначейского долга США «нормально» по рыночным законам, то есть, когда рынок рос, ставки снижались, то и Минфин увеличивал позицию по долгу. Теперь – наоборот. Фактически наш, российский Минфин проводит то, что можно назвать интервенциями в поддержку американского долга.

Таким образом, по факту – в рамках первоочередных – проводятся меры, которые выглядят как действия, необходимые для балансировки глобальных рисков. Подобная политика проводилась и проводится не только РФ, но и рядом других развивающихся и развитых стран. Например, руководство КНР до самого последнего времени не спешило с проведением ремонетизации экономики, проведением монетарных новаций направленных на снижение скорости денежного обращения, несмотря на растущие кредитные, макроэкономические риски.

По-видимому, давление внешних политико-экономических факторов не позволяло КНР проводить меры, в полной мере отвечающие собственным интересам. Лишь в последние кварталы – на фоне активизации стимулирования инвестиций в США и Японии – денежная база в КНР растет сравнительно высокими темпами по отношению к денежным агрегатам, ВВП. Это, в свою очередь, традиционно отыгрывается снижением оценочных кредитно-инфляционных рисков, улучшением динамики финансовых рынков Китая в среднесрочном периоде.

Однако, в политике российских финансовых властей подобных значимых перемен пока не просматривается. В феврале Россия ускорила скупку госдолга США – за месяц вложения в государственные ценные бумаги выросли на 19% месяц к месяцу, до 12,58 миллиарда долларов.

Однако, несмотря на большое процентное помесячное изменение, с точки зрения среднесрочного периода вложения РФ в госдолг США остаются практически неизменными. Для сравнения, в марте 2019 года они составляли $13,7 млрд. Таким образом, фактически, в период, когда ставки госдолга США, к примеру 10-летнего, снизились на рекордные 2,5% годовых Минфин сокращал позицию на этом быстрорастущем рынке, вместо того, чтобы, в соответствии с классическими правилами трейдинга, наращивать вложения в активы, демонстрирующие позитивную динамику.

Исходя из статистики 2006-2020 гг. можно прогнозировать, что в случае возобновления роста доходности UST в направлении 2% годовых, вложения РФ в гособлигации США вновь начнут активно увеличиваться. Такое развитие событий возможно по мере ослабления понижающего давления на ставки «качественных» активов со стороны новой денежной экспансии. Целевой уровень объема вложений РФ в госдолг США – в рамках данного базового сценария на 2021-2022 год составляет порядка $50-$100 млрд.

Американский госдолг является эталонным, индикативным для цен «качественных», наименее рискованных активов в глобальной экономике. Если Минфин осуществляет элементы наднационального регулирования инвестиционных рисков и возможностей в экономике, он наиболее вероятно будет ориентироваться на этот инструмент.

Еще одна причина – ставки. По американским пятилетним гособлигациям они составляют 0,35% годовых. По пятилетним госбондам Германии ставки сейчас -0,64% годовых. Минфин бы платил за владение ими.

Автор: Александр Осин, аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом финанс»

https://fomag.ru/news/zachem-bank-rossii-investiruet-v-gosdolg-ssha/