Объяснение успеха SpaceX

В новой книге подробно описываются тонкости взаимоотношений между SpaceX Илона Маска и NASA.

Райнер Цительманн

Вчера состоялся шестой испытательный запуск шаттла «Starship» компании SpaceX после пятого успешного испытания в октябре. Если вы хотите узнать, как это стало возможным, вам следует прочитать эту книгу. Существует множество книг об аэрокосмической компании SpaceX, и я прочитал большинство из них. Однако недавняя книга астронома и космического эксперта Эрика Бергера « Reentry: SpaceX, Elon Musk and the Reusable Rockets that Launched a Second Space Age » выделяется как лучшая. В частности, она описывает непростые отношения между NASA и SpaceX.

Первоначально генеральный директор Илон Маск столкнулся со значительным противодействием как со стороны политических деятелей, так и со стороны должностных лиц NASA. Чарльз Болден, который будет работать администратором NASA во время пребывания президента Обамы в Белом доме, скептически относился к Маску и SpaceX. Влиятельный сенатор США, который контролировал финансы NASA, Ричард Шелби (республиканец от Алабамы), заявил, что попытки полагаться на частные компании, такие как SpaceX, представляют собой « марш смерти » для NASA.

Это были сильные слова, особенно после того, как программа NASA по запуску шаттлов не достигла ни одной из заявленных целей, а каждый запуск шаттла обходился примерно в 1,5 миллиарда долларов , включая «затраты на разработку, техническое обслуживание, обновление и другие расходы».

Это были сильные слова, если учесть, что стоимость запуска в период с 1970 по 2010 год оставалась практически неизменной , а несколько попыток НАСА разработать многоразовые ракеты ( X-33 и X-34 ) были прекращены .

После того, как программа шаттлов была прекращена в 2011 году, Соединенным Штатам пришлось полагаться на старые российские ракеты, чтобы достичь Международной космической станции. Благодаря SpaceX, стоимость запуска снизилась в одиннадцать раз . В настоящее время SpaceX запускает сто ракет в год и совершила сорок три полета на Международную космическую станцию ​​(МКС).

Решение NASA закупать услуги у частных компаний, таких как SpaceX, изначально было принято из необходимости. По словам Бергера, небольшое количество людей в NASA, включая Кэти Людерс , сыграли решающую роль в развитии партнерства со SpaceX. Людерс, возглавлявшая небольшую команду и отвечавшая за связь со SpaceX, активно поддерживала видение успеха Илона Маска. Внутри NASA Людерс боролась с чрезмерной бюрократией и оказывала давление на менеджеров среднего звена в космическом агентстве, пытавшихся навязать частным компаниям дополнительные правила и требования. В основном ей это удалось. В то время как у космического шаттла было более 10 000 требований, у Dragon от SpaceX их оказалось около 400.

Три или четыре раза в неделю кто-то из NASA приходил к Людерс и говорил ей: «Я бы не хотел занимать вашу должность». Вряд ли кто-то верил, что SpaceX добьется успеха. «Но Людерс, — пишет Бергер, — понимала, что у NASA не было выбора». В конечном итоге между NASA и SpaceX сложилось продуктивное партнерство, во многом благодаря усилиям Гвинн Шотвелл , президента и главного операционного директора SpaceX. У Маска много сильных сторон, но терпеливое ведение переговоров с представителями правительства и NASA не входит в их число; Шотвелл явно преуспела в этом.

Сотрудничество между SpaceX и NASA привело к смене парадигмы. Ранее NASA предоставляло частным компаниям конкретные инструкции по строительству ракеты, что приводило к высоким затратам, поскольку компании скрупулезно следовали их инструкциям. Благодаря программам «затраты плюс» не было ни малейшего стимула сокращать затраты; вместо этого их стимулировали увеличивать затраты. Маск настаивал на фиксированных ценах. Вместо того чтобы говорить SpaceX, что строить, NASA указывало, какие услуги оно хотело купить. «Маск не хотел строить космический корабль и напрямую продавать его NASA. Вместо этого он хотел построить космический корабль и взимать с NASA плату за перевозку его груза». Как сказал один из сотрудников: «Это как FedEx. Вы предоставляете нам посылку, а мы доставляем ее в космос для вас». Добавив: «Сегодня это кажется очевидным, но выражение ужаса на их лицах было очень, очень реальным».

Этот новый подход стал основой для взаимного успеха NASA и SpaceX. Тем не менее, напряженность возникла из-за того, что Маск сделал своей целью однажды полететь на Марс основой всех своих решений. Это стремление иногда противоречило целям NASA. Бергер показывает, что многие технические решения Маска основаны на его непоколебимой приверженности мечте об установлении человеческого присутствия на Марсе .

Повторяющейся темой в книге Бергера являются бюрократические правила и положения, которые довели Маска до отчаяния, потому что они поглощают время и энергию, которые можно было бы вложить в более важные вещи. Ганс Кёнигсманн, один из ведущих инженеров Space X, посетовал: «Они были действительно экстремальны со своими экологическими испытаниями, которые не имели ничего общего с реальной средой».

Традиционные космические компании, часто напоминающие громоздкие государственные учреждения, не испытывали проблем с прохождением бесчисленных бюрократических требований, но они довели до отчаяния инновационного и нетерпеливого предпринимателя, такого как Илон Маск. В книге приводится множество примеров разочарований Маска, но я хотел бы упомянуть один, который Маск недавно осветил в своей речи после успешного пятого испытательного полета Starship:

SpaceX пришлось провести это исследование, чтобы узнать, столкнется ли Starship с акулой. Я такой: «Это большой океан, там много акул. Это не невозможно, но это очень маловероятно». … Хорошо, хорошо, мы проведем анализ. Ну, можете ли вы предоставить нам данные об акулах? Они такие: «Нет, мы не можем предоставить вам данные об акулах». Мы такие: «Хорошо, ну тогда мы в некотором затруднительном положении. Как нам решить эту проблему вероятности появления акул?» И они сказали: «Ну, мы могли бы передать это нашему западному подразделению, но мы им не доверяем». И я такой: «Я что, в комедийном скетче?» … В конце концов, мы получили данные, провели анализ и сказали: «Да, с акулами все будет в порядке». Но они не позволили нам продолжить запуск, пока мы не получим эти безумные данные об акулах. Теперь все готово. Но потом они сказали: «А как же киты?» Когда вы смотрите на фотографию Тихого океана, какой процент поверхности Тихого океана занимают киты?… Это просто одно безумие за другим. Так что да, я действительно чувствую боль от чрезмерного регулирования со стороны правительства.

Соединенные Штаты не должны совершать ту же ошибку, которую европейцы совершают в сфере освоения космоса. Вместо того, чтобы быть мировыми чемпионами по инновациям, европейцы являются мировыми чемпионами по регулированию. В этом году в Европе было всего девять успешных запусков ракет , в то время как одна только SpaceX осуществила более сотни .

Райнер Цительманн — автор книг «Сила капитализма» и «В защиту капитализма» .

Изображение: Фредерик Легран — COMEO / Shutterstock.com
https://nationalinterest.org/blog/techland/explaining-spacex%E2%80%99s-success-213811