Новые правила интернета в Турции подогревают опасения цензуры

Международные потоковые сервисы, такие как Netflix, должны найти способ соответствовать новым правилам RTUK или рискнуть быть заблокированным из Турции.
Посетители отдыхают на стенде Netflix во время ведущей ярмарки цифровых игр Gamescom, в Кельне, Германия, 21 августа. (Reuters)
Неопределенности. Посетители отдыхают на стенде Netflix во время ведущей ярмарки цифровых игр Gamescom, в Кельне, Германия, 21 августа. (Reuters)

СТАМБУЛ. Новые правила для интернет-СМИ и потоковых сервисов в Турции разжигают страхи перед усилением государственного давления на инакомыслие.

Турция предоставила свой радиотелевизионный сторожевой аппарат Верховному совету по радио и телевидению (RTUK), который полностью контролирует весь онлайн-контент, включая потоковые платформы и новостные агентства. Стремление к укреплению RTUK, института, в котором доминирует правительство и его националистический союзник, вызвало обеспокоенность тем, что государство усиливает контроль над СМИ.

По словам RTUK, более 600 учреждений, включая Netflix и локальные потоковые платформы Puhu TV и BluTV, подали заявки на получение лицензий в соответствии с новыми правилами.

Сторонники свободы слова говорят, что новые полномочия RTUK могут быть использованы для подавления средств массовой информации, которые отказываются подчиняться правительственной линии. Правила распространяют правила RTUK на онлайн-вещатели, такие как Medyascope, интернет-телеканал, критикующий правительство.

«Конечно, это цензура», — сказал о новых правилах турецкий адвокат Вейсел Ок, специализирующийся на делах о свободе слова.

По словам Ок, по телефону, это может повлиять на услуги международных агентств на турецком языке, таких как британская BBC, немецкая Deutsche Welle (DW) или голос Соединенных Штатов Америки (VoA). Он сказал, что подал жалобу в высший административный суд Турции в Анкаре, чтобы остановить новые правила RTUK.

Medyascope и иностранные контент-провайдеры, BBC, DW и VoA стали популярными среди турок, ищущих новости, которые не находятся под контролем Анкары. Большинство крупных медиаорганизаций Турции принадлежат компаниям, близким к правительству.

По словам критиков, давление на независимые СМИ усилилось после неудавшегося государственного переворота против президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в 2016 году. По данным журналистских ассоциаций, в тюрьме находится более 100 журналистов. Турция заняла 157-е место из 180 стран по индексу свободы прессы группы «Репортеры без границ».

Правительство отрицает, что оно подавляет свободу слова, утверждая, что некоторые средства массовой информации в Турции были инструментами движения Фетхуллаха Гулена, базирующегося в США исламского священнослужителя, обвиняемого Эрдоганом в организации попытки переворота 2016 года.

RTUK сказал, что новые требования не имеют ничего общего с цензурой. «Наша цель — не ограничивать личную свободу, а регулировать область, которая была не по счету», — говорится в сообщении организации в Twitter. «Нет причин для беспокойства».

Однако критики не доверяют RTUK. Шесть из девяти членов совета представляют правящую Партию справедливости и развития Эрдогана и ее правого партнера — Партию националистического движения.

Новые правила RTUK предусматривают, что поставщики контента должны иметь новую лицензию и соблюдать правила RTUK для работы в Турции. Если они не соблюдают руководящие принципы, им будет предоставлено 30 дней для изменения их содержания или предъявления лицензии, приостановленной на три месяца, а затем аннулированной. Неясно, какие стандарты ожидает RTUK.

Одним из результатов новых требований может быть то, что изображения сигарет и алкогольных напитков должны быть размытыми в программах на Netflix и других вещательных компаниях в соответствии с правилами RTUK, которые, по словам организации, были введены для защиты молодежи и семейных ценностей.

Последствия могут быть гораздо серьезнее, чем размытые бокалы для виски, считает Яман Акдениз, профессор права в Стамбульском университете Билги и активист кибер-прав.

Акдениз сказал, что Турция уже ограничила свободный поток информации в Интернете, заблокировав доступ к более чем 245 000 веб-сайтов, включая онлайн-энциклопедию Wikipedia. К концу года эта цифра, скорее всего, составит около 300 000 человек, сообщил Акдениз по электронной почте.

«Исходя из цензурного климата, все будет только хуже», — сказал Акдениз. «Новая система рекламируется как« режим лицензирования », но на самом деле это еще один механизм и инструмент цензуры, предназначенный для независимых СМИ».

Акдениз согласился с Ok в том, что международные провайдеры, такие как BBC, DW и VoA, могут столкнуться с проблемами в Турции.

«Если они решат не подавать заявку на лицензию или если их заявления будут отклонены, [RTUK] попросит уголовного судью мира заблокировать доступ к веб-сайтам таких СМИ из Турции. Теперь это большая вероятность ».

Керем Алтипармак, адвокат по правам человека, сказал, что этот шаг стал «самым большим шагом в истории турецкой цензуры», и сказал, что это повлияло на все СМИ, выпускающие оппозиционные новости.

«Это регулирование затронет всех, кто выпускает альтернативные новости и передачи», — написал Альтипармак в Twitter. «Все новости, которые могут быть против правительства, будут взяты под контроль».

Международные потоковые сервисы, такие как Netflix, должны найти способ соответствовать новым правилам RTUK или рискнуть быть заблокированным из Турции.

Netflix обслуживает 1,5 миллиона абонентов в Турции и охватывает около 10% домохозяйств широкополосного доступа в стране, говорится в сообщении компании. Это делает турецкий рынок потенциально важным и прибыльным источником новых подписчиков по мере роста конкуренции.

Компания управляет одним из крупнейших в мире потоковых сервисов и удерживает свои позиции на вершине, привлекая новых подписчиков за пределами Соединенных Штатов по мере развития их внутреннего рынка в США. В квартале, закончившемся 30 июня, Netflix впервые за восемь лет потеряла подписчиков в Соединенных Штатах и ​​не достигла целевых показателей роста числа новых подписчиков за рубежом.

В рамках получения турецкой лицензии Netflix заявила, что создаст местное юридическое лицо и выплатит 0,5% доходов, полученных в Турции, правительству. Компания заявила, что ведет переговоры о выплате аналогичных сборов в Испании и Италии.

Турция не пыталась подвергать цензуре контент Netflix, сообщил Reuters источник.

Томас Зайберт

https://thearabweekly.com/new-internet-regulations-turkey-stoke-censorship-fears